Описание рабочих программ курсов внеурочной деятельности начального общего образования
Об аннотации к рабочим программам курсов внеурочной деятельности
«Я и моя Родина» для обучающихся 1-4 классов
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся
Цели обучения:
• духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны
«Английский с удовольствием» для обучающихся 1-4 классов
В настоящее время расширяются возможности использования знаний английского языка в жизни каждого человека. Сеть Интернет расширяет свои границы - можно общаться с людьми из разных уголков мира в социальных сетях; компьютер становится доступным детям уже с малых лет: одни играют в игры, другие выполняют развивающие задания. Работа за компьютером тоже предполагает наличие простейших знаний английского языка. Кроме того, многие предпочитают проводить свой отпуск заграницей со своими детьми, где знания международного английского языка очень востребованы. В силу стремительного развития экономической, культурной, политической жизни города Томска, а также наличием большого количества высших и средне - профессиональных образовательных учреждений, можно услышать англоязычную речь и на улицах нашего города. Кроме этого, все больше интернациональных слов входит в повседневную речь, смысл большинства слов легче понять, зная английский язык.
Цели обучения:
• обучение иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме
«Мир логики» для обучающихся 1-4 классов
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает курс “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Цели обучения:
• всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности
«Я становлюсь самостоятельным» для обучающихся 1 классов
Очень важным сейчас является развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности. В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка
Цели обучения:
• воспитание самостоятельной, творчески свободной и успешно адаптивной личности, формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей.
«Азбука жизнедеятельности» для обучающихся 1 классов
Актуальность данной программы заключается в развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей - одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями.
Цели обучения:
• освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
«Мир народного танца» для обучающихся 1-4 классов
Программа «Мир народного танца» относится к общеинтеллектуальному направлению. Она направлена на творческое развитие детей, младшего школьного возраста через приобщения их к истокам национальной культуры и необходимости возрождения былых традиций. Обучение народному танцу совершенствует координацию движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата. Кроме того, занятия народным танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Данная общеразвивающая программа дает каждому обучающемуся возможность прочувствовать и осознать свою национальную принадлежность и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры народов России и народов мира.
Цели обучения:
• развитие танцевально-исполнительских и художественноэстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народного танца.
• Развитие личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии
«Хореография» для обучающихся 1-4 классов
Данная программа направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических качеств ребёнка, но и на развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой. В рабочую программу по курсу внеурочной деятельности «Хореография» включен разработанный практический и теоретический материал, новые компоненты. Ценностные ориентации основаны на приоритете здоровья, физического и психологического комфорта, способствуют оздоровительному воздействию на организм и психическое состояние детей.
Данная общеразвивающая программа дает каждому обучающемуся возможность прочувствовать и осознать свою национальную принадлежность и проникнуть в образную сущность танцевальной культуры народов России и народов мира.
Цели обучения:
• разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни
«Изостудия» для обучающихся 1-4 классов
Преподавание изобразительного искусства в начальной школе направлено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование эмоциональнообразного, художественного типа мышления, что является важным условием становления растущей личности. В этот период складывается система эстетических знаний школьника, формируются его художественно-практические навыки.
Цели обучения:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
• приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
• реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
• развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами.
«Геометрия вокруг нас» для обучающихся 1-4 классов
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели обучения:
• формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе
«Клуб почемучек "Человек и природа"» для обучающихся 1-2 классов
Применение различных методов обучения, в частности игровых, для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них предметам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях
Цели обучения:
• всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга учащихся, развитие мотивации учащихся к дальнейшему обучению предметов естественно-научной направленности (биологии, химии, физики)
«Музыкальная студия» для обучающихся 1-4 классов
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Цели обучения:
• Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
«Студия декоративно-прикладного искусства» для обучающихся 1 классов
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться.
Цели обучения:
• создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды декоративно-прикладного творчества.
«Общефизическая подготовка» для обучающихся 1-4 классов
Занятия по программе «ОФП» включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть занятия включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий ОФП, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю, основах здорового образа жизни, о различных видах ОФП, играх, упражнениях на тренажерах. Санитарно - гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся. Показания и противопоказания к занятиям. Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям ОФП, ритмической гимнастики, акробатики, подвижных игр, корригирующих упражнений, упражнений на тренажерах, составлению комплексов упражнений.
Цели обучения:
• укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности
«Радуга творчества» для обучающихся 1-4 классов
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры, и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду
Цели обучения:
• формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения;
• приобщение детей к творчеству, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества;
• создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
«Радуга творчества» для обучающихся 1-4 классов
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности – творческий, познавательный, игровой – обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры, и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду
Цели обучения:
• формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения;
• приобщение детей к творчеству, развитие творческих способностей, самостоятельности посредством различных видов декоративно-прикладного творчества;
• создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.
«Развитие познавательных способностей» для обучающихся 1-4 классов
Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Учащиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В данном курсе сделана попытка создания системы учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.
Цели обучения:
• развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий
«Робототехника» для обучающихся 1-2 классов
В окружающем нас мире встречается много роботов: в производстве автомобилей, различные манипуляторы, роботы помощники в медицине они повсюду сопутствуют человека. Интенсивное использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами, что позволяет развивать новые, умные, безопасные и более продвинутые автоматизированные системы. Необходимо прививать интерес учащихся к области робототехники и автоматизированных систем.
Цели обучения:
• Развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструированию через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
• Развитие научно – технического мышления и творчества обучающихся посредством образовательных конструкторов
«Мир народной песни» для обучающихся 1-4 классов
Школу русского фольклора народная педагогика создавала веками. Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили «из поколения в поколение». Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей. Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества.
Цели обучения:
• является формирование учащегося, способного к полноценному восприятию фольклорных произведений в контексте духовной культуры человечества, к самостоятельному общению с народным искусством.
«Человек и природа, жизнь в микромире» для обучающихся 1-2 классов
Новизна курса заключается в том, что он не изучается в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, он подготавливает учащихся к изучению биологии в 5–7 классах.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Цели обучения:
• более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной биологии
«Декоративно-прикладное творчество» для обучающихся 1 классов
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться
Цели обучения:
• создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности;
• опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды декоративно-прикладного творчества
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.