Описание рабочих программ курсов внеурочной деятельности основного общего образования
«Юный вожатый» для обучающихся 6-8 классов.
Войдя в новый век, наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. В период социально – экономических коренных преобразований в нашей стране дело воспитания молодого поколения приобретает особое значение для развития общества. Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряженности, восполнение израсходованных сил, развитие творческого потенциала и т.д. Все дети без исключения ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, и здесь важно не обмануть ожидания детей. Современные требования к содержанию воспитания детей включают в себя широкий спектр проблем, связанных с повышением занятости детей и подростков, а также организацией их досуга. В системе воспитательной работы школы важная роль отведена деятельности вожатых, которые включены в состав актива органов школьного ученического самоуправления. Помощь вожатых в организации и руководстве досуговой работы с младшими школьниками трудно переоценить. Профессия вожатый – как традиционное явление советской школы воспитания и образования – тоже проходит этап перестройки. Вожатый – воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях образовательного процесса школы, так и в условиях детского лагеря. Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне необходим для их успешной работы по организации досуга детей не только в школе, во вне урочное время, и в летних оздоровительных лагерях, в каникулярное время. Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы, экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать. Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления. Таким образом, возникла необходимость в создании образовательной программы «Юный вожатый». Вожатый - призвание, состояние духа. Это тот, кто всегда рядом с детьми. Это взрослый и ребёнок одновременно. Вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления. Эта профессия, которая заставляет видеть мир глазами детей, жить с распахнутым сердцем и мечтающей душой. Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания. Программа «Я - вожатый» направлена на формирование социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Благодаря расширению поля социального взаимодействия и использованию разнообразных видов деятельности, создаются благоприятные условия для формирования организаторских качеств и повышения самостоятельности ребенка.
Программа «Юный вожатый» разработана в соответствии с государственной политикой в области образования и основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободного его развития как личности (Закон РФ «Об образовании», «О защите прав ребёнка», «Конвенция ООН о правах ребёнка, Устав МБОУ ДОД ЦДТ «Надежда»). Педагогические принципы данного курса определяются программными документами Министерства общего и профессионального образования Томской области/
«Школа лидера» для обучающихся 8-11 классов.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера. Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности. Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности. Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка. Образовательная программа сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности.
«Школа вожатых» для обучающихся 8-10 классов.
В последние годы наблюдается повсеместное возрождение культуры детского летнего отдыха. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки детских оздоровительных лагерей. Создаются детские оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей и подростков на базе учебных заведений – школ, творческих центров. Однако, в современных условиях мало предоставить ребёнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь становиться неразрывная программа воспитания в ребёнке лучших человеческих, культурных, патриотических качеств. Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.
Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты. Однако для растущих объёмов детского отдыха такого количества специалистов катастрофически не хватает. А самофинансирование учебных заведений, на базе которых открывается детский лагерь с дневным пребыванием детей, не позволяет увеличение штата сотрудников или учебной нагрузки.
Данная программа ставит своей целью подготовить учащихся старших классов школы к летнему сезону в качестве вожатых под руководством старших наставников – педагогов школы. Учащиеся будут привлекаться к работе в должности вожатых в рамках трудового лагеря (отработки на пришкольном участке). Программа имеет социально-педагогическую направленность, модифицирована. С помощью программы решается проблема интересного сюжетно-ролевого пребывания в пришкольном лагере.
Нормативно - правовую основу разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вожатых» (далее – программа) составляют:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации 04.09.2014 № 1726-р.;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России;
- Устав Образовательного учреждения Областной центр дополнительного образования.
Цели и задачи программы.
Цель программы – возрождение шефской работы в ОУ, подготовка вожатских кадров для работы в пришкольном лагере.
Задачи:
- Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
- Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
- Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
- Формирование вожатских умений в процессе педагогической практики.
«Нескучная математика» для обучающихся 7 классов
Программа курса «Нескучная математика» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.
Организация педагогом различных видов деятельности школьников позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики.
Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предлагаемому курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии.
Методы и приёмы организации деятельности на занятиях по развитию познавательных способностей ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Данные занятия носят не оценочный, а в большей степени развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной мыслящей личности. Это – внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 68 часов, 2 час в неделю.
«Английский с удовольствием» для обучающихся 5-8 классов
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Страноведение» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования и «Методического конструктора (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., Степанов, к.п.н.).
Создание данной программы было обусловлено усилением роли иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в трудовые отношения в будущем.
Программа призвана способствовать внедрению и распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области изучения иноязычной культуры и иностранных языков.
Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Новизна программы заключается в приобретении навыков работы на компьютере, использовании информационных технологий на занятиях: компьютерное тестирование, создание презентаций, слайд-шоу, организация и проведение внеклассных мероприятий на английском языке,активная работа с аудио и видеоматериалами.
Перспективную цель данной программы можно определить как подготовку учащихся к эффективной творческой самореализации в условиях современного поликультурного пространства –через диалог российской и англоязычной культур.
Также в качестве целей можно выделить:
- дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
- культуроведческое развитие средствами иностранного языка;
- дальнейшее развитие устной и письменной речи в рамках изучаемых норм лексикограмматического и интонационно-синтаксического оформления высказывания;
- формирование способности описывать различные явления жизни и давать им собственную оценку на иностранном языке;
- развитие умений самообразования, творческого поиска;
- развитие умений оценивать свой уровень владения видами речевой деятельности;
- подготовка к межкультурному общению, формирование ценностно-ориентационных представлений о мире.
«3Д-моделирование» для обучающихся 5-8 классов
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ставит в качестве одной из целей гуманистическую направленность образования. Данная цель обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процессы в современном образовании ставят, в качестве приоритетной, проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
В педагогике творческая способность определяются как способность к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляющиеся в, как минимум, небольшом отступлении от образца за счет индивидуальности, художественного вымысла и таланта. Творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги, которые установили, что свойства психики человека - основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но их развитие приходится на средний и старший школьный возраст.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет внеурочная образовательная деятельность. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их изучение.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с геометрическими объектами. Уже на начальных ступенях среднего звена учащиеся знакомятся с геометрическими телами, которые в школьном курсе изучаются в старших классах.
Курс внеурочной деятельности «3Д-моделирование» развивает творческие способности, абстрактное мышление, пронизывая все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития индивидуальных способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь – путь развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности «3Д-моделирование»
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Федерального закона об образовании, конвенции о правах ребенка, основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Лицей № 1 имени А.С. Пушкина г. Томска.
Данный курс изучается группами, сформированными из числа обучающихся лицея одной образовательной ступени. Основным материалом создания собственных авторских продуктов выбран PLA-пластик (полилактид, ПЛА, биоразлагаемый, биосовместимый, термопластичный алифатический полиэфир, структурной единицей которого является молочная кислота). Подготовка к изготовлению финального продукта осуществляется посредством работы с бумагой с дальнейшей реализации компьютерной модели, что позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Программой предусматривается организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности.
«Основы сайтостроения» для обучающихся 5-9 классов
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Проекта примерной образовательной программы по информатике, Федерального закона об образовании, Конвенции о правах ребенка, Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ лицея № 1 имени А.С. Пушкина г. Томска.
Данный образовательный курс охватывает все предметные области и строится на их совместном изучении через всемирную информационную сеть
Активное развитие информационных и телекоммуникационных технологий, применение их в образовательной деятельности обуславливает необходимость формирования основных знаний, умений, навыков и компетенций учащегося при решении повседневных учебных задач посредством телекоммуникационных средств. Современный ученик становиться субъектом информационных процессов, которому постоянно приходится обрабатывать достаточно большой объем информации. Все это определяет актуальность данного курса, в процессе изучения которого обучающийся получает возможность научиться не только «добыванию» информации из всемирного потока данных, но и систематизировать ее, используя современные телекоммуникационные системы и среды, создавая их при необходимости.
Изучение материала и результаты деятельности строятся на создании важнейших объектов исследования учащегося – интерактивных образовательных ресурсов, размещенных в свободном доступе. Настоящая программа устанавливает минимальные требования к знаниям, умениям, навыкам и компетентностям учащегося, и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности по ним.
Программа предназначена для преподавателей информатики и ИКТ, педагогов дополнительного образования, ведущих данную дисциплину.
«Устное народное творчество» для обучающихся 5-6 классов
Программа курса «Устное народное творчество» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предлагаемая программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования программных занятий, списка учебной и популярной литературы, необходимой для изучения русского устного народного творчества.
Содержание программы по обучению 5-6 классов УНТ направлено на воспитание художественной культуры учащихся через приобщение их к традициям русского народа. Безусловно, нельзя объять необъятного, но воспитать в школьниках уважение к народной культуре, дать им знание элементарных вещей, необходимых для постижения любого искусства, - просто необходимо.
Народное искусство вобрало в себя и запечатлело нравственные высшие и духовные ценности человека: образ мыслей, чувств, историю. Уважение к народной культуре, знание её способствует не только повышению интеллектуального уровня подрастающего поколения, но и помогает воспитать личность, человека – носителя национальной культуры. Программа предполагает знакомство учащихся с основными жанрами фольклора, их спецификой, своеобразием, идейным значением, сюжетами и типами героев. Большое место в приобщении детей к народному творчеству занимает календарный фольклор. В народных праздниках и традициях фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Таким образом, программа «Устное народное творчество» ставит следующие задачи:
- формирование у учащихся целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;
- создание целостной системы представлений о жанрах фольклору; - раскрытие перед учениками определённого и необходимого объёма информации по фольклору;
- создание багажа культурно-исторических знаний;
- активизация познавательного интереса;
- развитие способности к анализу, оценке произведений УНТ;
- развитие у учащихся творческих способностей, потребности общаться с искусством.
В соответствии с поставленными задачами в разделах программы, посвящённых анализу жанров, выделяются наиболее важные стороны их содержания, художественного стиля. Историческим разделам программы предпослан теоретико-методологический раздел « Введение в УНТ», в котором раскрывается понятие фольклора как особого вида искусства, его возникновение, специфика, состав и классификация жанров. В конце программы приводится список учебной и популярной литературы, необходимой для изучения устного народного творчества.
«Робототехника» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа для обучающихся в рамках внеурочной деятельности в основной школе для обучающихся 5, 6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 3ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
Цели изучения: Создание условий для изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием робота Lego Mindstorms EV3, развития научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи изучения:
- Освоить конструирование роботов на базе микропроцессора EV3;
- Освоить среду программирования Lego MindStroms EV3;
- Освоить основные приемы в составлении программы управления Лего-роботами;
- Развивать творческие способности и логическое мышление обучающихся;
- Развивать умение выстраивать гипотезу и сопоставлять с полученным результатом;
- Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
- Развивать умения работать по предложенным инструкциям по сборке моделей;
- Развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Содействовать в участии школьников в соревнованиях по робототехнике.
«Нескучная математика» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа для обучающихся 5-6 классов в рамках внеурочной деятельности в основной школе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты нового поколения)
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - (Работаем по новым стандартам).
3. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
Цели изучения:
- Познавательные:
- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;
- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин таких, как информатика, математика и т.д.
- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.
- Развивающие:
- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);
- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);
- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);
- интеллектуальное развитие учащихся в ходе решения логических задач и упражнений.
- Воспитательные:
- становление самосознания;
- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;
- воспитание культуры умственного труда.
Внеурочная деятельность в школе позволяет решить ряд очень важных задач:
- повысить мотивацию к обучению отдельных предметов;
- формировать навыки исследовательской и проектной деятельности школьников;
- развивать метапредметные компетенции учащихся;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
«Футбол» для обучающихся 5-7 классов
Футбол это всегда тайна, всегда загадка. Никогда нельзя сказать заранее, как сложится тот или иной матч, кто выйдет победителем тех или иных турниров. Интерес к футболу с каждым годом растет не только среди мальчиков, но и среди девочек, поэтому, по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У футбола есть еще одно ценное качество – он универсален. Систематические занятия футболом оказывают на организм ребенка всестороннее влияние, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Футбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять свои личные интересы интересам коллектива, команды, взаимопомощь, активность, чувство ответственности.
Футбол это игра – игра быстрая и тактически очень сложная, требующая от играющих быстроты мышления, принятия самостоятельных решений, умения анализировать ошибки. Это развивает интеллект. Возраст 9-11 лет является оптимальным для начала занятий футболом. В этом возрасте активно развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота. Они легко осваивают сложнокоординационнные действия.
Огромное значение имеет правильное планирование тренировочного процесса футболистов. На начальном этапе подготовки закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться профессиональное мастерство футболисток. При определении перспективности к занятиям футболом нельзя не учитывать возрастные особенности детей, а также объективные закономерности развития, формирование систем организма, двигательных и других функций, применять современные, научно обоснованные методы объективной оценки возможностей каждого подростка в овладении игрой.
В учебно-тренировочной работе тренер должен знать и учитывать:
- морфологические и функциональные изменения в системах организма на разных этапах подготовки;
- педагогическую и психологическую пригодность детей, т.е. интеллектуальные способности юных футболистов, пригодность их нервной системы к занятиям и соревнованиям по футболу;
- тренируемость функциональных систем и органов, определяющих достижения в футболе, т.к. без хорошей приспосабливаемости организма к повышенным физическим и эмоциональным нагрузкам трудно достигнуть высоких и устойчивых результатов в футболе;
- возрастные особенности детей, которые отличаются друг от друга тем, как формируются у них привычки, как усваиваются знания, приобретаются и совершенствуются умения, навыки.
«Человек и его поступок» для обучающихся 6-7 классов
Актуальность: тема ответственности за поступок остро встаёт в младшем подростковом возрасте. В это время происходит смена ведущей деятельности ребенка. Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка – общение. В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя.
Поступок — это действие, за которое человек несет личную ответственность, выбранное им свободно, оно имеет как личностное, так и общественное значение. Нравственно несгибаемый человек в своих поступках не отступит от норм общепринятой морали, в основе которой лежит уважение, доброжелательность, чуткость, предусмотрительность к другому человеку. Нравственно-наступательный характер деятельности проявляется в борьбе с недостатками в человеке, в содействии его всестороннему развитию и в формировании личностных качеств.
В этот период у подростков появляются новообразования: самосознание, мировоззрение, самоопределение. Очень важно на этом этапе сформировать у подростков положительные установки и помочь решить возникающие проблемы в построении взаимоотношений, а так же научиться анализировать собственные поступки.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 3ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
Цель: формирование у подростков чувства ответственности за свои поступки
«Шахматы» для обучающихся 5-7 классов
Рабочая программа кружка «Шахматы» в рамках внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “ в 5-7 классах разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и концепцией физического воспитания. Рабочая программа кружка «Шахматы» в рамках внеурочной деятельности предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, в 5-6 классах.
Нормативно-правовая база создания программы:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 3ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа.
Программа «Шахматы» направлена на осуществление следующей цели: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы
«Музыкальная студия» для обучающихся 6-11 лет
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
- сформировать основы сценической культуры;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность детей;
- воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
- концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
- системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
- предоставление возможности самовыражения, самореализации.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков.
Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
- подготовку голосового аппарата;
- развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа в год. Предусматривается звеньевая форма обучения