Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Об описании адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (вариант 5.1)

 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся  с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) (скачать одним файлом)

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ТНР разработана на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в редакции изменений и дополнений); ФГОС ООО (в редакции изменений и дополнений), Фундаментального ядра содержания общего образования.

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья соответствует Статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ (в редакции изменений и дополнений), в которой определена образовательная программа как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц 

Определение варианта АООП ООО осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Цель реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования: адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи направлена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся основной школы посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обеспечивающих духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи:

  1. Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности.
  3. Установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации.
  4. Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
  5. Стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
  6. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности.
  7. Обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.
  8. Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
  9. Развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей.
  10. Социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
  11. Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы основного общего образования:

АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования.

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи определена на основе Статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ (в редакции изменений и дополнений), в которой определена образовательная программа как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Определение варианта АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

АООП ООО (вариант 5.1) адресована обучающимся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, в условиях общего образовательного потока (инклюзивное образование).

Вариант 5.1 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. 

Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ТНР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей предметников с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП ООО, является коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области представлено коррекционно-развивающими занятиями.

Коррекционная работа с обучающимися с ТНР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

  • через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
  • в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия);
  • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Коррекционную работу с обучающимися проводят педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог (по рекомендации ПМПК или по необходимости), дефектолог (по рекомендации ПМПК). 

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи, обучающемуся инклюзивно, предлагается то же содержание образование, что и учащимся с нормой развития, поскольку принципиальным является обеспечение равных прав и возможностей обучающихся, но освоение содержания происходит исходя из индивидуальных возможностей ребенка. Учитель опирается на рекомендации ПМПК и индивидуальную динамику обучающихся, а также требования ГВЭ, которые определяют нижнюю границу требований и содержания оценочных материалов, для обучающихся с ОВЗ.

Для прохождения ГИА обучающиеся с ОВЗ может выбрать любую форму: основной государственный экзамен или государственный выпускной экзамен. Также допускается сочетание обеих форм прохождения ГИА.

Реализация адаптированной основной образовательной программы основного общего образования осуществляется на русском языке.

Срок реализации: 5 лет

 Об учебном плане

 Учебный план 5-9 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1)

Об аннотации к рабочим программам предметов/ курсов (включая рабочие программы специальных курсов)

Описание рабочих программ предметов/ курсов

Рабочие программы предметов/ курсов

О календарном учебном графике

О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса