Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Об описании адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (вариант 5.2)

 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся  с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) (скачать одним файлом)

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с ТНР разработана на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в редакции изменений и дополнений); ФГОС ООО (в редакции изменений и дополнений), Фундаментального ядра содержания общего образования.

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья соответствует Статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ (в редакции изменений и дополнений), в которой определена образовательная программа как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц 

Определение варианта АООП ООО осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Цель реализации адаптированной основной образовательной программы основного общего образования: адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи направлена на обеспечение выполнения требований ФГОС ООО обучающихся основной школы посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обеспечивающих духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи:

  1. Обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
  2. Формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности.
  3. Установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации.
  4. Обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
  5. Стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
  6. Совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности.
  7. Обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности.
  8. Обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
  9. Развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей.
  10. Социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.
  11. Сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Общая характеристика адаптированной основной образовательной программы основного общего образования:

АООП ООО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы основного общего образования.

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи определена на основе Статьи 2 ФЗ «Об образовании в РФ» N 273-ФЗ (в редакции изменений и дополнений), в которой определена образовательная программа как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

АООП ООО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.

Определение варианта АООП ООО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

АООП ООО (вариант 5.2) адресована обучающимся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, в условиях общего образовательного потока (инклюзивное образование).

Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. 

Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и поддержку в освоении АООП ООО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП ООО. Обязательными условиями реализации АООП ООО обучающихся с ТНР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителей предметников с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП ООО, является коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области представлено коррекционно-развивающими занятиями.

Коррекционная работа с обучающимися с ТНР осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

  • через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
  • в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и логопедические занятия);
  • в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Коррекционную работу с обучающимися проводят педагог-психолог, учитель логопед, социальный педагог (по рекомендации ПМПК или по необходимости), дефектолог (по рекомендации ПМПК). 

Ребенку с тяжелыми нарушениями речи, обучающемуся инклюзивно, предлагается то же содержание образование, что и учащимся с нормой развития, поскольку принципиальным является обеспечение равных прав и возможностей обучающихся, но освоение содержания происходит исходя из индивидуальных возможностей ребенка. Учитель опирается на рекомендации ПМПК и индивидуальную динамику обучающихся, а также требования ГВЭ, которые определяют нижнюю границу требований и содержания оценочных материалов, для обучающихся с ОВЗ.

Для прохождения ГИА обучающиеся с ОВЗ может выбрать любую форму: основной государственный экзамен или государственный выпускной экзамен. Также допускается сочетание обеих форм прохождения ГИА.

Реализация адаптированной основной образовательной программы основного общего образования осуществляется на русском языке.

Срок реализации: 5 лет

 Об учебном плане

 Учебный план 5-9 класс для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2

Об аннотации к рабочим программам предметов/ курсов (включая рабочие программы специальных курсов)

Описание рабочих программ предметов/ курсов

Рабочие программы предметов/ курсов

О календарном учебном графике

О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса